Учитель: поэтика педагогической мысли
… Образовать и учить есть не только искусство,
но и наука, которой нужно научиться …
Н.И. Пирогов
Современная педагогика, безусловно, находится под влиянием идей учёных XVII–XIX вв. Жаль, что многие из них часто оказываются незаслуженно забытыми. Нам представляется целесообразным перечитать и осмыслить идеи прошлого не только потому, что в них можно узнать повторение многих современных инновационных направлений. Глупо не учиться на опыте, мудрости и красоте слога великих.
Главная ценность наследия великих педагогов заключается именно в красоте, в умении сказать, в поэтике педагогической мысли. Они учат нас думать, чувствовать, становиться профессионалами и оставаться людьми. И если попытаться составить собирательный образ учителя в том виде, в каком он представал перед глазами великих педагогов-мыслителей, мы ещё раз задумаемся о себе и что-то важное поймём.
Итак…
Человек может быть воспитан только человеком – людьми, точно так же получившими воспитание [И. Кант].
Воспитателями вообще не являются именно те, кто обладает наибольшими знаниями [И.Ф. Гербарт].
… уважение к человеческой природе дитяти, предоставление ему свободного, нормального развития, старание внушить ему прежде всего и более всего правильные понятия о вещах, живые и твёрдые убеждения, заставить его действовать сознательно, по уважению к добру и правде [Н.А. Добролюбов].
… уважайте ребёнка, уважайте его самым серьёзным образом, но уважайте и самих себя [Е. Паркхерст].
Никогда не останавливайся! [Ф.А. Дистервег]
… первая и главная работа учителей <…> работа над самовоспитанием [И.И. Горбунов-Посадов].
… лучший учитель тот, кто всю жизнь, не останавливаясь, учится и ищет [И.И. Горбунов-Посадов].
Учитель …
… человек решительный, энергичный, с твёрдым характером, знающий чего он хочет [Ф.А. Дистервег].
… добросовестно и сознательно выполнял долг свой … [К.Д. Ушинский].
… должен быть таким членом коллектива, …, который также радовал коллектив [Я.А. Коменский].
… должен быть эстетически выразителен [Я.А. Коменский].
… должен быть весел, бодр [Я.А. Коменский].
… должен остерегаться слишком низко ценить себя и относиться к <…> себе с презрением [Я.А. Коменский].
Безусловно, это – идеальный педагог. Перейдём на минуту на язык сухих определений и попробуем сформулировать, что же такое учитель в целом.
Исходя из определения Толкового словаря Ожегова, учитель – «лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник; глава, автор или распространитель какого-нибудь учения; тот, кто научил или учит чему-нибудь, кто оказывает или оказал влияние на развитие кого-чего-нибудь....».
Толковый словарь Ушакова добавляет: тот, кто является высшим авторитетом в какой-либо области и имеет последователей.
На протяжении многих столетий учительство мало претерпело изменений.
По определению В.И. Даля, учитель – наставник, обучатель, то есть человек, который должен учить, поучать, наставлять.
Менделеев Д.И. отмечает: «Вся гордость учителя — в учениках, в росте посеянных им семян».
Сложно это или легко? Цитируя И.И. Горбунова-Посадова: «Стучите, стучите же в запертую ещё наглухо дверь счастья детей человечества!» А такая работа, безусловно, «потребует от учительства большой энергии, большой силы духа, потребует больше искренности и смелости. Но в этом заключаются не только тяжести, но и удовлетворение» [А.С. Макаренко].
Литература
1. Гербарт, И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания / И.Ф. Гербарт. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2006. – с. 290.
2. Горбунов-Посадов, И.И. Перед запертой ещё дверью/ И.И. Горбунов-Посадов. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 3. Новейшее время / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2007. – с. 300 - 301.
3. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.4: Н – V. – М.: ТЕРРА, 1995. – с. 528
4. Дистервег, Ф.А. Руководство к образованию немецких учителей / Ф.А. Дистервег. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2006. с. 319, 321.
5. Добролюбов, Н.А. О значении авторитета в воспитании / Н.А. Добролюбов. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2006. – с. 434.
6. Кант, И. О педагогике / И. Кант. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2006. – с. 194
7. Коменский, Я.А. Законы хорошо организованной школы / Я.А. Коменский. - Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - с.150.
8. Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания / А.С. Макаренко. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 3. Новейшее время / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2007. – с. 554.
9. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995. – с.350
10. Паркхерст, Е. Воспитание и обучение по Дальтонскому плану / Е. Паркхерст. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 3. Новейшее время / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2007. – с. 505.
11. Пирогов, Н.И. Замечания на отчеты морских учебных заведений за 1859 год / Н.И. Пирогов. Избранные педагогические сочинения / Сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. – М.: Педагогика, 1985. – с.242.
12. Ушинский, К.Д. Семинарии для учительниц / Избранные труды. В 4 кн. Кн.1: Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. – М., 2005. – с. 538.
|