ВАШЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
Какие люди нас удивляют и восхищают? Разные, конечно, но среди них, безусловно, те, которые много успевают. Вот сотрудница предприятия: успешно трудится, студентка заочного отделения вуза, заядлый турист — без нее не обходится ни один поход выходного дня, мать семейства, а в школе, где учится ее сын, еще и член родительского комитета. А еще она отлично готовит, хорошо шьет, может и косметический ремонт провести в доме. Как ухитряется она все делать хорошо? Мы предполагаем с уважением и завистью: «Организованный человек...»
Умение четко организовать свой труд, быт, распределить время так, чтобы на все хватало и, главное, не тратить его зря,— это важное умение в наш насыщенный, темповый век. К сожалению, не все этим владеют.
В большинстве своем мы — малоорганизованные люди. Спешим, но не успеваем. Мечтаем, но не выполняем. Переутомляемся, но не достигаем намеченного результата. И в первую очередь мы не умеем рационально расходовать свое время, особенно свободное, которым больше всего дорожим, и часто жалуемся на его нехватку.
Как и все привычки, неорганизованность начинается с детства. Многие из вас зачастую лишены «чувства времени»: не умеют контролировать себя, учитывать время, распределять, планировать его. Даже после предупреждения и просьбы прохронометрировать свой завтрашний день не все из вас могут связно перечислить, что делали и сколько на это потратили времени. Часто вы жалуетесь, что вообще нет свободного времени, объясняя это школьными перегрузками. Так ли это? И что такое свободное время?
Свободное время — это часть общего бюджета времени, которая остается после выполнения учебных и других необходимых обязанностей, естественных физиологических потребностей (сон, прием пищи, уход за собой и т. п.). Оно используется по собственному усмотрению. Объем свободного времени зависит в первую очередь от того, сколько часов затрачивается на учебу в школе и приготовление домашних заданий. Если время занятий в школе строго регламентировано и зависит от возраста учащихся, то время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий, может изменяться.
Исследования показали, что свободное время школьников колеблется от 5 ч 40 мин (VII класс) до 3 ч 40 мин (X класс). Как же оно используется? Наиболее простой способ — отдых, «ничегонеделание», что по физиологической природе близко ко сну. Прогулки, просмотр телепередач, посещение кино можно считать развлечениями. Если потребность в отдыхе диктуется состоянием вашего организма, нервной системы, то в развлечениях вы находите то, чего нет в обычной (трудовой, учебной) деятельности.
Один из способов использования свободного времени можно назвать просвещением. Это занятия музыкой, живописью, иностранными языками в кружках, секциях, творческих объединениях, занятия, требующие больших индивидуальных усилий. Зато и отдача их велика для развития способностей, формирования разнообразных интересов, жизненного и профессионального самоопределения. Пожалуй, это наиболее эффективная для развития личности часть свободного времени.
Большинство из вас не знают «секрета» организации собственного времени, однако хотели бы научиться контролировать себя. Вы даже не представляете себе, что планировать нужно не только учебную работу, но и все остальное время дня, недели, месяца, года...
Вот несколько практических советов, как рационально использовать свободное время. Сначала важно научиться составлять простейший перечень дел на предстоящий день. Полезно вести два списка: один — постоянных занятий, другой — текущих дел. Выделение постоянных, с вашей точки зрения, занятий необходимо потому, что обычно время их выполнения уже четко зафиксировано. Разовые задания не связаны, как правило, с конкретным сроком. Их следует записывать в список текущих дел и вычеркивать по мере выполнения.
После того как вы научитесь составлять перечень своих дел, переходите к основному этапу планирования времени — распределению фонда времени, т. е. определению конкретных сроков выполнения постоянных дел: домашние задания, занятия в кружках, поручения родителей и т. п.
Важно привыкнуть контролировать свои действия. Самоконтроль может проходить в разных формах. Текущий контроль применяется на первых этапах работы по планированию своей деятельности, когда есть опасность не выполнить намеченное. Эпизодический контроль в виде самоотчета осуществляется в конце дня, недели. При этом необходимо не только отмечать, что выполнено и что не выполнено, но постараться проанализировать — почему? Если же план оказался выполненным, то на следующий день можно включить в него дополнительные виды деятельности или отвести больше времени любимому занятию.
Научиться бережно обращаться со временем, рационально его использовать, умело планировать весьма не просто. Очень многое зависит от родителей, собственной организованности, всего уклада жизни семьи. Настойчивость, терпение и внимательность будут вознаграждены сторицею: вы станете человеком, который сумеет многое успеть, многое сделать, многого достичь.
Источник: Дидактический материал по
курсу «Твоя профессиональная карьера» / И.П.Арефьев, Т.В.Васильева, А.Я.
Журкина и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998. – с.42 -44