Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 21:45

Педагог-психолог

Казеичева Ирина Николаевна

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Ваше свободное время

ВАШЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Какие люди нас удивляют и восхищают? Разные, конеч­но, но среди них, безусловно, те, которые много успевают. Вот сотрудница предприятия: успешно трудится, студентка заочного отделения вуза, заядлый турист — без нее не об­ходится ни один поход выходного дня, мать семейства, а в школе, где учится ее сын, еще и член родительского комите­та. А еще она отлично готовит, хорошо шьет, может и косме­тический ремонт провести в доме. Как ухитряется она все делать хорошо? Мы предполагаем с уважением и завистью: «Организованный человек...»

Умение четко организовать свой труд, быт, распре­делить время так, чтобы на все хватало и, главное, не тратить его зря,— это важное умение в наш насыщенный, темповый век. К сожалению, не все этим владеют.

В большинстве своем мы — малоорганизованные люди. Спешим, но не успеваем. Мечтаем, но не выполняем. Пере­утомляемся, но не достигаем намеченного результата. И в первую очередь мы не умеем рационально расходовать свое время, особенно свободное, которым больше всего дорожим, и часто жалуемся на его нехватку.

Как и все привычки, неорганизованность начинается с детства. Многие из вас зачастую лишены «чувства време­ни»: не умеют контролировать себя, учитывать время, рас­пределять, планировать его. Даже после предупреждения и просьбы прохронометрировать свой завтрашний день не все из вас могут связно перечислить, что делали и сколько на это потратили времени. Часто вы жалуетесь, что вообще нет свободного времени, объясняя это школьными перегруз­ками. Так ли это? И что такое свободное время?

Свободное время — это часть общего бюджета времени, которая остается после выполнения учебных и других не­обходимых обязанностей, естественных физиологических потребностей (сон, прием пищи, уход за собой и т. п.). Оно используется по собственному усмотрению. Объем свобод­ного времени зависит в первую очередь от того, сколько ча­сов затрачивается на учебу в школе и приготовление до­машних заданий. Если время занятий в школе строго рег­ламентировано и зависит от возраста учащихся, то время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий, может изменяться.

Исследования показали, что свободное время школьни­ков колеблется от 5 ч 40 мин (VII класс) до 3 ч 40 мин (X класс). Как же оно используется? Наиболее простой спо­соб — отдых, «ничегонеделание», что по физиологической природе близко ко сну. Прогулки, просмотр телепередач, посещение кино можно считать развлечениями. Если по­требность в отдыхе диктуется состоянием вашего организ­ма, нервной системы, то в развлечениях вы находите то, че­го нет в обычной (трудовой, учебной) деятельности.

Один из способов использования свободного времени можно назвать просвещением. Это занятия музыкой, живо­писью, иностранными языками в кружках, секциях, творче­ских объединениях, занятия, требующие больших индивиду­альных усилий. Зато и отдача их велика для развития спо­собностей, формирования разнообразных интересов, жиз­ненного и профессионального самоопределения. Пожалуй, это наиболее эффективная для развития личности часть свободного времени.

Большинство из вас не знают «секрета» организации собственного времени, однако хотели бы научиться контро­лировать себя. Вы даже не представляете себе, что плани­ровать нужно не только учебную работу, но и все остальное время дня, недели, месяца, года...

Вот несколько практических советов, как рационально использовать свободное время. Сначала важно научиться составлять простейший перечень дел на предстоящий день. Полезно вести два списка: один — постоянных занятий, другой — текущих дел. Выделение постоянных, с вашей точки зрения, занятий необходимо потому, что обычно вре­мя их выполнения уже четко зафиксировано. Разовые зада­ния не связаны, как правило, с конкретным сроком. Их сле­дует записывать в список текущих дел и вычеркивать по мере выполнения.

После того как вы научитесь составлять перечень своих дел, переходите к основному этапу планирования време­ни — распределению фонда времени, т. е. определению кон­кретных сроков выполнения постоянных дел: домашние за­дания, занятия в кружках, поручения родителей и т. п.

Важно привыкнуть контролировать свои действия. Са­моконтроль может проходить в разных формах. Текущий контроль применяется на первых этапах работы по плани­рованию своей деятельности, когда есть опасность не вы­полнить намеченное. Эпизодический контроль в виде само­отчета осуществляется в конце дня, недели. При этом необ­ходимо не только отмечать, что выполнено и что не выпол­нено, но постараться проанализировать — почему? Если же план оказался выполненным, то на следующий день можно включить в него дополнительные виды деятельности или от­вести больше времени любимому занятию.

Научиться бережно обращаться со временем, рацио­нально его использовать, умело планировать весьма не просто. Очень многое зависит от родителей, собственной ор­ганизованности, всего уклада жизни семьи. Настойчивость, терпение и внимательность будут вознаграждены стори­цею: вы станете человеком, который сумеет многое успеть, многое сделать, многого достичь.

 

Источник: Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» / И.П.Арефьев, Т.В.Васильева, А.Я. Журкина и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998. – с.42 -44

 

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz